Сегодня, 30 июня, в Хамовническом суде города Москвы прошло заседание по продлению меры пресечения для Жени Беркович и Светланы Петрийчук. Заключение в СИЗО продлено до 10 сентября 2023 года.
Срок предварительного заключения Беркович и Петрийчук в СИЗО должен был истечь 4 июля. Продлить их арест ещё на два месяца Следственный комитет попросил 28 июня. На заседание в Хамовническом суде пришли друзья и родственники девушек, многочисленные журналисты, а также главный редактор «Новой газеты» и лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов.
Адвокат Петрийчук Сергей Бадамшин ходатайствовал о приобщении к делу ответа на его адвокатский запрос Российского Федерального центра судебной экспертизы. В ответе ведомства сообщалось, что деструктологическая экспертиза, на которой строится следствие, «в принципе не может соответствовать основополагающему принципу судебно-экспертной деятельности по причине отсутствия в деструктологии общепринятых научных и практических данных». Следователь был против приобщения этих материалов к делу. Ксения Карпинская, адвокат Жени Беркович, также просила о приобщении к делу текста самой деструктологической экспертизы, поскольку она является главным доказательством обвинения.
Кроме того, защита ходатайствовала о приобщении поручительств, которые дали различные общественные и театральные деятели, в том числе — Олег Меньшиков, Алексей Бородин, Константин Райкин, Адольф Шапиро, Вениамин Смехов, Генриетта Яновская, Ксения Собчак, Владимир Кот, Лидия Мониава, Анна Федермессер, Рузанна Мовсесян, Евгений Асс и другие. Также защита просила добавить к материалам дела публичные высказывания деструктолога Романа Силантьева, которые ставят под сомнение его объективность и нейтральность как эксперта. Обвинение выступило против. Судья Екатерина Пахомова отказала в приобщении позитивных откликов на спектакль и всего, что касалось Силантьева. Остальные документы были добавлены.
Следователь Дмитрий Полещук просил продлить заключение до 10 сентября, используя традиционные аргументы: «подсудимые могут скрыться от следствия, продолжить свою преступную деятельность, создать ложные доказательства своей невиновности» и так далее.
Светлана Петрийчук в ответ на просьбу судьи высказаться о ходатайстве следствия сказала, что живëт и работает в Москве, а не в Германии, как уверяет следствие, что виза у неë уже кончилась, и что она не пыталась скрыться, а летела в Турцию «с купальником в чемодане». Петрийчук просила о смягчении меры пресечения.
Адвокат Бадашмин подчеркнул отсутсвие веских причин к продлению ареста Петрийчук, он отвергал аргументы следствия, указывая на отсутсвие у неё зарубежного паспорта, а также наличие пожилых родителей, которым нужна её помощь. Коме того, он обратил внимание на театральные заслуги и награды Петрийчук, в том числе «Золотую Маску» за пьесу «Финист Ясный Сокол». Были зачитаны отзывы на спектакль, а также рецензия, опубликованная на сайте УФСИН.
Женя Беркович во время своей речи сказала:. «У меня две дочери 17 и 19 лет, и мне не всë равно, ездят ли женщины в Сирию. Этот спектакль о чудовищном зле — терроризме… Это зло происходит». Беркович также заявила, что за все два месяца заключения следствие никаких действий не предпринимало. «Я не понимаю почему? Я сейчас мама, а не режиссёр. Надо сидеть дома, я буду сидеть дома. Не пользоваться фейсбуком * <запрещён в РФ>, да, для меня это пытка, но я как-то справлюсь», – добавила она. В конце выступления Беркович расплакалась, сказав, что первый раз за два месяца видит в зале своих родных и близких.
Ксения Карпинская также подчеркнула, что у Жени Беркович две приёмные дочери, одна из которых несовершеннолетняя, другая с ментальной инвалидностью, и отсутсвие Беркович может сильно сказаться на здоровье её детей. Карпинская заявила, что защита готова предоставить денежный залог в миллион рублей или больше, если потребуется.
Далее в качестве свидетеля защиты бвла приглашена актриса Евгения Дмитриева. Она сказала, что прекрасно знает Женю Беркович, и рассказала о еë работе в социальном театральном проекте, способствовавшем усыновлению детей из детских домов, а также об истории удочерения двоих детей самой Беркович. Кроме того, актриса сообщила, что в 2018 году сама снималась в сериале «На краю» на такую же тему, который посмотрели 25 миллионов зрителей.
Следующим свидетелем защиты стала психолог Алиса Колесова, предоставившая исследования психологического состояния дочерей Беркович. Судья попросила не раскрывать подробно конфиденциальную информацию о здоровье. «Если коротко, то это медленное убивание», — ответила Колесова.
В 17:10 судья Екатерина Пахомова удалилась для принятия решения. В 18:02 она вернулась и огласила решение продлить заключение обеим на 2 месяца и 6 суток.
Напомним, 4 мая Беркович и Петрийчук были задержаны. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». 5 мая прошло заседание суда по избранию меры пресечения для Беркович и Петрийчук — обе были отправлены под арест на 2 месяца до 4 июля. 12 мая Беркович и Петрийчук обжаловали свой арест. 30 мая в Мосгорсуде прошло заседание суда, рассмотревшего апелляцию. Мера пресечения не была изменена.
Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию.
Спектакль «Финист Ясный Сокол» вышел в 2020 году и стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа драматурга» в 2022 году.
Источник: oteatre.info