20 июля на Новой сцене Большого театра пройдёт премьера оперы Гектора Берлиоза «Беатриче и Бенедикт» в постановке Александра Петрова.
Либретто оперы Берлиоза, написанной в 1862 году, основано на комедии Шекспира «Много шума из ничего». Однако композитор взял оттуда лишь одну линию — Беатриче и Бенедикта, ставших заглавными героями. Опираясь на традицию комической оперы, Берлиоз вывел на первый план романтические и лирические мотивы. В анонсе премьеры Большого театра сказано:«Идея написать камерную и лёгкую комедию по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего» появилась у Гектора Берлиоза ещё в юности — времени, когда композитор страстно увлекался пьесами английского драматурга. В этой задорной комедии всё дышит юностью и безмятежностью, чуть тронутой оттенком лёгкой грусти».
На родине композитора, во Франции, сочинение, однако, не оценили — свою популярность оно приобрело в Германии, где в Баден-Бадене и прошла премьера. В 20 веке интерес к опере вновь пропал, и только к началу следующего столетия театры вновь стали обращаться к ней.
Спектакль Александра Петрова станет российской премьерой оперы. Режиссёр в своей постановке значительно изменит контекст — действие будет перенесено во времена Первой мировой. Об этом решении режиссёр рассказал пресс-службе театра: «Сицилия — это шикарный, волшебный остров. И Шекспир не зря выбрал Мессину как место действия. Во время увертюры мы устраиваем „путеводитель“ по Мессине, из которого зритель узнает про этот город очень много любопытного. А в 1915 году итальянцы как-то очень глупо вступили в империалистическую войну на стороне Антанты. В Австрии и Северной Италии они потерпели сокрушительное поражение, а в Ионическом море, в бухте города Мессины, потопили пять линкоров и две подводные лодки. Так что в спектакле они возвращаются после реальной победы, и это очень важно. Здесь всё очень переплетено, вымысел с правдой, правда с вымыслом». В интервью, опубликованном на сайте театра, Петров также подчёркивает особенность композиции оперы Берлиоза — её эклектичность, разговорные диалоги, сложную связь с текстом Шекспира. Для Александра Петрова будущий спектакль станет первым опытом сотрудничества с Большим театром, а также первой постановкой сочинений Берлиоза.
Помимо Петрова, над спектаклем работают дирижёр Жюльен Салемкур, сценограф Семён Пастух, художник по костюмам Галина Соловьёва, художник по свету Дамир Исмагилов, режиссёр по пластике Албертс Альбертс и другие.
Александр Петров — режиссёр, художественный руководитель театра «Зазеркалье». В 1974 окончил факультет оперной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории, после чего до 1987 года работал в Малом театре оперы и балета (Михайловский театр). После он, совместно с дирижёром Павлом Бубельниковым, основал театр «Зазеркалье», где поставил большинство своих спектаклей.
Источник: oteatre.info